Интервью с Вячеславом Галицыным

 

Интервью с Вячеславом Галицыным
В одной из заповедей бильярдиста сказано, что только с качественным и правильно подобранным по руке кием может раскрыться и окрепнуть талант спортсмена. Это на самом деле так, потому что даже с хорошим бильярдным столом и шарами играть будет невозможно, если кий не в порядке. А как определить его качество и подобрать по себе? Как ухаживать за ним и хранить? Эти и многие другие вопросы мы получили в письмах, адресованных нашей редакции. Читатели журнала "Бильярд", возможно, захотят узнать как можно больше о кие, и это не случайно, так как он является главным "оружием" игрока. К кому обратиться за ответами сомнений не возникло. Это Вячеслав Галицын, мастер своего дела, который знает кий, как говорится, изнутри.

- Вячеслав, скажите, в чем отличие киев для игры в русский бильярд, пул и карамболь?

- В любой бильярдной игре все просчитывается: траектория движения, размер стола, вес шаров. Исходя из этого, кии различаются по массе и длине. Так, например, для русского бильярда кий должен быть длинный и достаточно тяжелый, чтобы пробить шар и отправить его в нужном направлении. Для пула и карамболя кии гораздо легче, что объясняется меньшей массой шаров. Но карамбольный кий короче пуловского, потому что стол для этой игры меньше, чем американский. Однако сейчас, независимо от игры, наметилась тенденция к уменьшению веса кия. Это объясняется тем, что люди подолгу играют, и руки у них устают. Кий уже за 700 граммов стал тяжелым.

- В таком случае кием для пула можно играть в русский бильярд, а карамбольный и снукерный вполне подойдут для американского стола.

- В принципе кий для карамболя может быть пригоден и для пула. Но с меньшей эффективностью. Кии для этих игр почти не отличаются. Карамбольный лишь немного короче, и он менее приспособлен для сильных ударов. Дело в том, что размер и вес шаров, а также характер этой игры заметно отличаются. На легком карамбольном сукне для достижения нужных траекторий начальная скорость не имеет большого значения. Здесь множество вариантов применения битка, гораздо больше, чем в пуле. Что же касается снукерного кия, то его вес слишком мал, и при ударе по тяжелому пуловскому битку снижается точность движения. Серьезным отличием этого вида бильярдных игр являются очень маленькие и легкие шары. Отсюда небольшой размер наклейки на снукерном кие, который не позволяет совершать удары в пуле с уверенностью. Ведь чем меньше диаметр наклейки, тем погрешность в прицеливании больше. Что же касается применения пуловского кия в русском бильярде, то для серьезной игры он просто не годится. Не в меру легкий, этот кий не пробьет шар и не пошлет его так, как вы хотите, он будет постоянно выскакивать из рук. Кроме того, если вы будете играть таким кием, он быстро придет в негодность от ударов по тяжелым русским шарам, которые катаются по столу длиной почти в четыре метра. Сами понимаете, чтобы направить шар в другой конец стола, нужно ударить с приличной силой, а пуловского кия надолго не хватит.

- Но ведь новички часто выбирают кий полегче...

- Да, а в итоге не могут положить ни одного шара в лузу. Нередко после такой игры у них напрочь пропадает интерес к бильярду. Очень не желательно играть русским кием в пул. Он чрезмерно тяжел и не позволяет применять весь комплекс ударов. Игрокам приходится ограничиваться ударами умеренной силы, но при этом плохо ощущается шар. Он сильно отскакивает. Для наглядности возьмем, например, два молотка. Один большой, другой поменьше. Маленьким придется сделать 20 ударов, чтобы забить гвоздь, а большим уже с третьего раза вгоните его по самую шляпку. Так же и в случае с кием для русского бильярда.

- Некоторые игроки считают тяжелый кий залогом более высокого результата за счет достижения большой ударной силы.

- Да, но есть и другая, не менее обоснованная точка зрения. Чем меньше масса кия, тем быстрее его разгон и движение. И это верно. Человек по своей природе, независимо мужчина то или женщина, обладает ограниченной физической силой. А исходя из этого, он не может при высокой массе кия дать ему быстрый разгон.

- На что новичку следует обратить внимание при выборе кия, чтобы не потерялся интерес к бильярду?

- Вообще к выбору кия я бы советовал подходить индивидуально. Немаловажную роль при этом играют физические данные игрока, условия его обучения и регулярность занятий. Первоначально каждый должен проверить свой выбор на практике. Основной критерий - удобство игры. Главное - чувствовать себя свободно, а не думать постоянно о том, что где-то давит на руку или жмет. Новичку поначалу желательно играть кием среднего веса. Он, конечно, снижает скорость ударов, но зато сглаживает неаккуратные движения. Только очень одаренным возможно без помощи тренера достичь стабильности в игре легким кием. Обычному человеку требуется время и практика, чтобы приобрести достаточную координацию и точность движений. Пока это не будет достигнуто, легким кием лучше не играть. Он может стать причиной грубых ошибок. А сила ударов не имеет смысла без точности. По мере роста мастерства игроку необходимо выбирать кий меньшего веса.

- Есть ли какие-то основные критерии при подборе кия?

- Да, конечно. Длина кия, например, определяется амплитудой колебания руки. И также зависит от того, где игрок его держит. Если в самом конце, значит, кий нужен недлинный, именно на размах. Если же держит в середине, то та часть, которая остается, в принципе лишняя. Чем длиннее остается турняк после руки, тем большее искажение возникает при ударе. Вообще, как я уже говорил, каждый подбирает кий под себя. Нужно, чтобы он лег в руку, то есть человек берет кий, и ему удобно его держать. Не должно быть никакого давления шафта на руку, которая служит упором. Также недопустимо перевешивание турняка, когда вес "уходит" назад. Другими словами, шафт и турняк должны постоянно находится в балансе. Тогда искажения удара не будет. Для лучшей балансировки кия в его турняке размещают специальный груз. Чаще всего это свинец, залитый в полость, высверленную в задней части кия.

- Надо полагать, что баланс кия в игре такой же важный фактор, как и его вес?

- Чем тяжелее кий, тем ближе к шафту должен быть расположен груз, а чем легче, тем дальше от него. В противном случае шафт будет давить на запястье опорной руки, что создаст излишнее напряжение. Игрок с таким кием просто устанет и не получит никакого удовольствия. Весь вес должен находиться в руке, держащей кий. Ни спереди, ни сзади, а именно в руке, т.е. как можно ближе к центру тяжести. Это объясняется тем, что ощущения скорости и направления разгона кия при этом близки к стопроцентным. Ведь готовясь к удару, игрок не смотрит на кий, а только мышцами ударной руки ощущает его движение и направление. Благодаря хорошей балансировке игрок сам будет браться за кий как можно ближе к центру тяжести. А это оставляет меньше возможности для ошибки за счет боковых смещений правой руки. В то же время локоть и кий располагаются под углом в 90 градусов, что гарантирует ровное движение при замахе. Как вы понимаете, от балансировки во многом зависит качество игры. Покупая кий, достаточно трудно подобрать нужный баланс по себе. Кстати, это одна из причин, по которой многие спортсмены отдают предпочтение работе мастера.

- В таком случае при покупке кия придется перебрать не один десяток, чтобы найти подходящий вариант?

- Начинающий и средний игрок вряд ли бывает очень придирчивым при выборе кия. Отклонение от идеальных размеров они могут и не заметить. Другое дело - опытные игроки и спортсмены. Для них важны и граммы и миллиметры. Кстати говоря, именно личные вкусы и пристрастия, основанные на собственном опыте, почерке и секретах игры, приводят спортсменов не в магазины, а в мастерские, где кий можно изготовить по индивидуальному заказу.

- В чем же принципиальное различие киев ручной работы и массового производства?

- Мастер ведет весь процесс изготовления кия от начала до конца. Взял дерево, просушил его, распилил, вырезал и т.д. Это все делается одними руками. На любом этапе мастер, увидев малейший дефект, устраняет его. Это обеспечивает превосходное качество кия. Только мастер может абсолютно точно изготовить кий, который бы полностью удовлетворял всем запросам заказчика. У нас, например, есть великолепная разработка кия, запатентованная Виктором Федоровым. Благодаря ей можно "вылепить" кий, исходя из индивидуальных потребностей игрока. Промышленное изготовление дешевых киев предназначено для развлекательной бильярдной игры. Опытный игрок-спортсмен, который знает толк в киях, вряд ли сможет подобрать себе здесь что-нибудь подходящее. Я не хочу сказать, что вся продукция массового производства такая уж плохая. Многое зависит от изготовителя. Существуют предприятия, которые используют высокую технологию и оборудование. Они обычно сами производят большинство или даже все материалы, поддерживают полный контроль над качеством и последовательностью операций. Все же, несмотря на это, в кие массового производства нет души. Много скрипок завод выпускает, но они не "Страдивари".

- На что следует обратить внимание при покупке кия, изготовленного в условиях промышленного производства?

- В первую очередь нужно оценить на глаз, прямой ли кий. Если позволяют условия, положить его на бильярдный стол и катнуть. Это сразу покажет, есть ли искривления. Еще бы хорошо несколько раз ударить по шару и посмотреть, какой отскок, какой удар. Иногда начинающий бильярдист при выборе кия ориентируется на его внешний вид: "О, красивый!" Покупает. А играть им невозможно. В кие почти все зависит от структуры дерева. Есть кии "глухие", играешь и слышишь только, как наклейка ударяет, - это хороший кий. Он ни на что не давит, у него правильная балансировка. А есть кии, которые при ударе звенят. Значит, дерево очень жесткое. Тем не менее, кто-то любит играть таким кием: он как металл, нет никакой вибрации.

- Как хранить кий и ухаживать за ним?

- Хранить кий лучше всего в вертикальном положении на специальных подставках или в жестких чехлах. Также их можно хранить подвешенными за тонкий конец. Кий - это такой же инструмент, как у скрипача скрипка. Он не переносит резких перепадов температуры и влажности. Некоторые горе-игроки оставляют кий в машине: дескать, что с ним может случиться? Палка, она и есть палка. А потом обнаруживают его в совершенно непригодном состоянии. Бывают случаи, когда игроки, ударяя по битку, не попадают и ловят его кием. Шар, естественно, летит с большой скоростью, ударяется в шафт и кий со временем начинает искривляться. Поэтому я не советую останавливать шары таким образом. Сколько раз мне уже приносили в ремонт подобные кии. Начинаешь смотреть его, а он весь рябой. Спрашиваю владельца: "Что ж ты делаешь? Зачем шары кием гонишь?" А он мне в ответ: "Да я, вот, забываю постоянно!" Со временем такое действие входит в привычку, и попробуй от нее избавься. Но это не самое плохое, что может случиться с кием при подобном "бережном" отношении. Был один случай, когда молодой человек, проиграв на бильярде, в сердцах о бортик стола стукнул кий. Тот и распался на две части. Потом, чтобы довершить казнь, разгневанный игрок переломил о коленку оставшуюся в руках половину палки. После таких действий никакая реставрация не поможет. Кий очень хрупкий инструмент, с ним нужно обращаться бережно. Что касается ухода, то тут все довольно просто, особенно когда кий хорошо отлакирован. Необходимо чаще протирать его специальной пропиткой, она и грязь снимает, и предохраняет дерево. Можно еще полировку применять для шафта, чтобы лучше скользил. Дерево не любит соли, щелочи - без должного ухода начинает постепенно разъедаться. А мел, между прочим, очень сильно портит кий. Помелил наклейку, стукнул раз по шару, от него пошла пыль, которая оседает на кий. Попадая в микротрещины, мел разрушает дерево и приводит кий в негодность. Чтобы этого избежать, нужно при протирке использовать специальную пропитку. Она надолго предохранит кий от нежелательных вредных воздействий.

По материалам журнала «Бильярд»

Дата публикации 14 September 2004
Предыдущая: Интервью с Анной Мажириной перед Чемпионатом Европы Следующая: Интервью с Георгием Митасовым
Редактирование Для автора