Форма столов: от круглого - до современного

 

Форма столов: от круглого - до современного

Совершенствование бильярдного стола привело и к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-,восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получил окончательно становившуюся современную форму, в которой прослеживается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Оказалось, что такая компоновка, включающая как бы два квадрата, имеет перед другими формами ряд существенных преимуществ:

  • можно расположить на равном друг от друга расстоянии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как всякое другое их количество упрощает или, наоборот, усложняет игру;
  • во время игры легко достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола;
  • отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
  • наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
  • при покладке шаров открывается простор для ударов через весь бильярд.

    Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.

    Следует отметить, что именно Россия, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30 - 40-х гг. прошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

    Только в 1850 г. хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фейберг создал образец русского шестилузового бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

  • для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит, ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
  • в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
  • все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

    Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар при этом соприкасался с резиной в нескольких точках, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

    Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. На заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

    В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый "Нормальный" борт. Ему соответствуют умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.

    Вплоть до конца 20-х гг. XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. "Диапазон" их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой, или, как его называют, "кикс". Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Гипсовые кии часто рвали сукно.

    Изобретателем такого неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга.

    В 1827 г. французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь с помощью кожаной наклейки ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т.д.

    По материалам сайта http://www.gamet.ru/ist.htm

  • Дата публикации 02 October 2003
    Предыдущая: Финал турнира по бильярду на кубок ГСК "Деловой клуб" Следующая: Хотите петь? Играйте в бильярд!
    Редактирование Для автора