Феликс Викторович Хан: "Азбука бильярдиста"

 

Феликс Викторович Хан: "Азбука бильярдиста"

БИ: Феликс Викторович, нестандартных ситуаций во время игры в бильярд - предостаточно. Из-за чего чаще всего возникают споры?

ФХ: Спорные ситуации чаще всего создают сами игроки. Кто-то делает преднамеренно, кто-то - по незнанию. Раньше все споры разрешал маркер зала, слова которого, знающего досконально и правила, и игроков, было для всех законом. Сейчас ситуация несколько изменилась. Новое поколение игроков, увы, часто грешит и элементарным отсутствием знаний, необходимых бильярдисту, и пренебрежением правил чести в игре. Молодые люди, появившиеся в бильярдных залах в качестве маркеров, к сожалению, недалеко ушли от своих сверстников - игроков и зачастую ничем им помочь не могут, отсюда и споры. Самые распространенные - из-за так называемых запрещенных ударов.

БИ: Как же его отличить в бильярде?

ФХ: И легко, и трудно одновременно. Их ведь не так уж и много - всего три. Это "нажим", "накат" шаров по борту и "пропих битка". Есть еще так называемый двойной удар.

БИ: Почему двойной удар Вы поставили особняком?

ФХ: Потому что у него несколько иная природа, чем у названных выше. Если шар пришел в соприкосновение с кием дважды, он считается двойным. При этом не имеет значения, было ли двойным само движение игрока или шар при отскоке от другого шара еще раз задел не убранный вовремя кий. Шар считается неприкосновенным для второго касания до, во время и после удара. Даже галстуком. Двойной удар - скорее, результат неопытности или нерасторопности, за ним не стоит хитрость или уловка любой ценой закатить шар.

БИ: В чем же хитрость при нанесении трех других ударов?

ФХ: "Нажим" обычно применяют, когда биток и прицельный шар стоят возле лузы. При нормальном ударе ни один из них не упадет в лузу. А вот если на биток нажать кием, то прицельный шар окажется в лузе. "Накат" и "пропих" чем-то сходны. Накат возможен при ударе кием в плоскости, параллельной плоскости бильярдного стола, в точку выше центра битка. При этом биток сохраняет, свое поступательное движение и после столкновения с другим шаром. Благодаря вращению вокруг горизонтальной оси биток катится вслед за прицельным шаром. При правильном ударе по шарам, стоящим у борта, они в лузу не падают, а отскакивают от губки лузы. Исключение можно сделать для снукера при игре на английских столах. При "пропихе" битка кием на прицельный шар, оба шара так катятся, как при накате, один вслед за другим, в результате чего, в случае застревания в лузе "чужого", "свой" протолкнет его в лузу.

БИ: Как наказывается использование запрещенных ударов?

ФХ: Штрафами. В "русской пирамиде" он равен 5 очкам, в "американке" - выставляется шар. И все же мне думается, что многие наносят запрещенные удары непреднамеренно. Это же не карты, где можно шулеровать.

БИ: Говоря о запрещенных ударах, Вы часто употребляли выражение "правильный удар"...

ФХ: Правильный - это именно удар, а не манипуляция кием, из-за чего и возникают "нестандартные" ситуации. Между прочим, понятие "нестандартные" применимо не только к этой группе ударов. Когда ударов по основным точкам шара-битка в игровой ситуации оказывается явно недостаточно, на помощь игроку приходят так называемые "нестандартные" удары, связанные большей частью с игрой от борта. Это несколько видов дуплета, удары "вразрез", сквозной и карамбольный. Дуплет - это знакомо, то, что удвоено... Так оно и есть. Дуплет - это удар, при котором, прицельный шар попал в лузу не сразу от удара битком, а после удара о борт. Прямой дуплет выполняется, когда прицельный шар плотно прижат к борту и при ударе его битком после отражения от борта в сторону лузы образуется равнобедренный треугольник. Удар битком наносится прямо в "лоб" бортовика. Здесь действует закон "угол падения равен углу отражения". Играя дуплет, важно учитывать, в какую лузупроводится удар. В угловые лучше сыграть сильным ударом, в среднюю - тихим или средней силы. Есть резаный дуплет в арсенале многих игроков в ситуации, когда при прямом ударе угол падения битка не равен углу отражения прицельного шара. В этом случае надо пробить битком не в лоб, а справа или слева от "чужого". Близок по исполнению к резаному дуплету другой его вид - круазе. Отличие здесь в том, что биток и прицельный шар располагаются не под острым углом, а под очень тупым. Круазе еще называют "оборотным" ударом. От этого удара биток обязательно пересекает линию падения прицельного. Удар наносится в центр битка в сторону края бортовика, после чего последний начнет движение в направлении средней лузы. Напомню, эти виды дуплета используются в игре с бортовиками, отстоящими довольно далеко от лузы. Бывает же так, как в пословице: "Близок локоть, да не укусишь" - это в ситуации, когда надо сыграть шаром, стоящим у самой лузы. В данном случае лучше сыграть абриколем. Красивое слово, правда? Похоже на абрикос. Например, бывает ситуация, когда оба шара находятся в створе угловых луз. В данной ситуации подойдет крученый удар в правую верхнюю точку битка. Биток отразится от борта в направлении к стоящему в створе лузы и положит его туда. Если точно рассчитать угол отражения битка от борта к "чужому" и нанести при этом протяжный, средней силы удар, результат будет стопроцентный.

БИ: Сколько раз вообще может удариться шар о борт, прежде чем упадет в лузу?

ФХ: В русском бильярде еще используется триплет - кладка шара при отражении его от двух бортов, в основном для отыгрыша. При игре в карамболь, снукер, пул применяются удары "трубан", другое название "кварт" - отражение шара от трех бортов, "катрбан" - от четырех бортов.

БИ: А что значит удар "вразрез"?

ФХ: Слово говорит само за себя. Этот удар применяется довольно редко из-за того, что используется в редкой позиции: биток находится напротив двух близкостоящих друг от друга играемых шаров. Если точка прицела на шар соответствует лузам, можно нанести битком прямой удар по этим точкам. При правильном ударе оба шара должны лечь в боковые лузы.

БИ: Все удары, о которых Вы рассказывали, используют при забивании "чужого" шара. Но ведь есть игры, в которых надо забивать и "свой". Например, в той же "олимпийской пирамиде, о которой Вы рассказывали по возвращении с недавнего чемпионата мира из Москвы

ФХ: Конечно, существуют и такие разновидности ударов, я их называл - карамбольный и сквозной удары. Цель и карамбольного удара, и сквозного удара именно в том, чтобы битком коснутся нескольких шаров и в итоге положить в лузу или сам биток, или "чужой". Главное - определить точки соударения шаров и правильно закрутить биток. Сквозной удар используется при расположении своего и "чужого" на большом расстоянии и под острым углом. Цель удара - загнать биток в лузу; при ударе о "чужой" тот отскакивает в сторону, а биток проходит как бы сквозь занятый "бывшим владельцем" сектор в лузе. Биток, как и при бортовом ударе, пересекает линию движения прицельного шара. Советую наносить удары по битку с выпуском кия вперед и очень мягко, закручивая шары.

БИ: Кого из наших мастеров Вы бы назвали блестящими исполнителями нестандартных ударов?

ФХ: Знаете, тут ведь вот какая ситуация. У бильярдистов есть такая поговорка: "Хочешь проиграть - играй дуплетом"... Хотя несколько московских игроков, хорошо играющих дуплет, я знаю. С завидным глазомером, что, собственно, больше всего и требуется. А абриколь - часто играют и начинающие!


"Большая игра"

Феликс Викторович Хан

Беседу вела: Ольга Лухманова
Дата публикации 10 July 2003
Предыдущая: Теннисисты о бильярде Следующая: Эмир Уильямс
Редактирование Для автора