По материалам оффициального сайта Европейского комитета по Пирамиде

Правила игры должны служить инструментом для ее развития

Аркадий Львович Лошаков - доцент Российской государственной академии физической культуры, председатель комиссии по правилам МКП, судья международной категории.

Разговор с автором пособия "Азбука бильярда", которое теперь существует уже во втором издании как "Новая азбука бильярда", начался как-то спонтанно. Лишь в ходе самой беседы он перерос в обсуждение волнующей многих из нас темы - какими должны быть правила пирамиды?

Чем отличается новая книга от первой?

Введены новые разделы: постановка удара, плюс целый ряд новых упражнений на контроль шаров. Во всяком случае эта книга отражает сейчас мои подходы к обучению.

Третья книга будет?

Да, я готовлю материал. Она будет охватывать более широкий круг вопросов. Я расскажу о новых направлениях в бильярде, которые не были освещены. Один из разделов будет посвящен артистическому бильярду. Я расскажу также о своих интересных встречах с известными людьми из мира бильярда. У меня много знакомых, и я думаю, они заслуживают того, чтобы о каждом что-то сказать. Также предполагаются интересные истории и прочие темы. Например, я собираюсь высказать свою точку зрения о принципах формирования правил.

Позвольте задать вам лично несколько вопросов по правилам. Эта тема волнует очень многих. Какие-то недочеты, на ваш взгляд, существуют еще в наших правилах? И планируются ли какие-либо изменения?

Будем говорить не о недочетах, а о развитии правил. Все положительное стараемся сохранить, но говорить, что вот эти правила даны нам на сто лет и не могут быть подвергнуты изменениям - это не правильно. Я просто могу сказать, в каком направлении мы меняем правила. Мы рассматриваем правила как один из инструментов развития самой игры. Они должны способствовать повышению динамики игры, зрелищности игры, упрощению судейства. В конечном счете это будет способствовать развитию бильярда, потому что зритель не ждет получасовых отыгрышей, как бы они ни были сложны, какого бы мастерства они ни требовали. Хотелось бы, чтобы игра была динамичной и интересной для телевидения. Вот в этом направлении мы и будем развивать игру. И еще я не договорил. Правила должны способствовать росту мастерства.

Прокомментируйте, пожалуйста, ситуцию вокруг случайных шаров.

Я рассматриваю этот вопрос несколько шире. Во-первых, какая цель преследуется вводом заказа. Казалось бы, хорошо. Не будет больше дураков. Что нас на этом пути подстерегает? Это усложнит нам судейство и соответственно уменьшит динамику игры. У игрока в подсознании будет присутствовать такой момент, что ему надо сделать заказ. Думая о заказе, он немножко меняет привычную систему подготовки к удару. Заказ в любом случае утяжелит игру. Мы смотрим немного шире. Да, бывают случайности, и они порой обидные. Но, повышая динамику игры, мы придем к тому, что "Пирамида" будет играться до девяти побед. И тогда роль дураков конечно уменьшится. Мы пытаемся сблизить правила русского бильярда с международными правилами. Чтобы русский бильярд вошел в семью других направлений бильярда. А там нет заказа. Заказ присущ устаревшим видам игр. Спрашивается, почему мы должны быть святее Папы Римского и идти впереди планеты всей. Можно провести сравнение с другими видами спорта:

Забитие одиннадцатиметровых в футболе. Игра заканчивается в ничью. Удар - выше ворот. Обидно, но что делать. Гол в свои ворота - это не по уму, это обидно, досадно и порой решает исход игры.

Так вот если вернуться к бильярду, то оказывается, что там все время происходят какие-либо случайности. В чем они заключаются? Любой удар, который закончился не так, как планировал игрок, является своего рода "дураком". К чему он может привести? Бывает, что все обошлось. Бывет, что шар выкатывается, и получается подставка, после которой соперник снимает восемь шаров. Бывает, что шар падает в лузу. Ну что же. Это одна из многих случайностей.

Моя позиция такова. Мы не должны лишать бильярд интриги. Нельзя допустить, чтобы игра была полностью предсказуема. Еще я отстаиваю такую позицию: если у игрока в игре падает "дурак", то это говорит о том, что его уровень игры не слишком высок. Я придерживаюь мнения, что у кого в партии падает один-два "дурака", тот в целом проигрывает матч. Я рассчитываю на то, что мастерство наших спортсменов будет расти, и проблема "дураков" отпадет сама собой. Собственно, в этом направлении и надо развивать бильярд.

Когда вы говорили об игре до девяти побед, вы имели ввиду финальную часть соревнований?

Нет. Я ничего не имел ввиду. Я рассматриваю развитие динамики игры в том числе с возможными изменениями параметров столов. Я считаю, что столы долны быть более приемистые и должны способствовать более активной игре. Соответственно, время игры должно сокращаться. Мы также идем в направлении правил. Если в среднем игра будет длиться, скажем, шесть минут, то можно будет играть и до семи побед, и до девяти. Соответственно, роль "дурака" будет уменьшаться. В том, что говорят игроки, к сожалению, отражается их мнение, их эмоции. Когда играют до двух или трех побед, я готов даже согласиться, что заказ имеет смысл. Но по мере роста динамики игры эта проблема отпадет.

А стоит ли стремиться к этой динамике? В снукере игры подольше проходят. Иногда по сорок минут игра проходит с отыгрышами. И проблема динамики не обсуждается.

Вы знаете, каждому свое. Там совершенно другие столы. А почему вы считаете снукер нединамичной игрой? Я считаю снукер очень динамичной игрой. Сколько шаров там забивается в среднем за минуту? Посчитайте, пожалуйста, и увидите, что снукер гораздо более динамичен, чем наша "Пирамида". И если мы дойдем до динамики снукера, то партия в "Пирамиду" будет длиться пять-шесть минут. Мы еще не исчерпали всех возможностей повышения динамики русского бильярда.

Дата публикации 19 January 2005
Предыдущая: Следующая: "Кожа" для бильярда
Редактирование Для автора