Артистический билиард

 

Артистический билиард
Зрители канала «Евроспорт» довольно часто натыкаются на странное зрелище, напоминающее не то карточные фокусы, не то развлечения великих билиардистов. Деревянный билиардный кий будто превращается в волшебную палочку: с одного удара билиардные шары разбегаются «бабочкой», падают в лузы по 14 штук за раз. Или приближаются к цели один за другим, подобно суставам коленвала. Или биллиардный шар, попадая в другой шар, по дороге к лузе обгоняет своего «приятеля» на пару секунд и т. д.

В арсенале мастера артистического билиарда «фирменных» трюков найдется сотни полторы-две. Когда-то их действительно придумывали, чтобы подурачиться перед друзьями-соперниками и потешить публику. Но в начале 90-х годов ХХ века трик-шот быстро пошел в гору. Возникла Всемирная ассоциация мастеров трик-шота (WTSAA). Телевизионные трансляции билиарда получили колоссальный рейтинг, а видеокассеты с проделками виртуозов билиарда начали расходиться огромными тиражами. В трик-шот стали переходить профессиональные игроки, чемпионы мира по пулу и снукеру. К примеру, легендарный американец Майк Массе, давший свое имя одному из самых сложных билиардных ударов, оставил любимый POOL-9, а после объехал с показательными выступлениями 48 американских штатов, Канаду, пол-Азии, 15 стран Европы, несколько африканских стран. Даже в Москву заглянул.

И все же родиной отечественного трик-шота считается Петербург. В 1999 году в одном из казино северной столицы прошел первый в России показательный турнир по артистическому билиарду. Участие в нем принял другой американец, Том Россман по прозвищу Доктор Кий. Майку Массе он годится в сыновья. Но по части билиардных фокусов преуспел, да и артистическими способностями природа его не обделила. Нынче Россмана тоже ждут в «Лидере» — он значится спортивным директором III чемпионата Европы. Скорее всего, знаменитый шоумен не устоит и перед искушением блеснуть мастерством.

Среди тех, кто будет соревноваться, выделяется Стефано Пелинга. Прежде чем стать главным билиардным виртуозом Италии, Стефано успел послужить в полиции и повоевать с мафией. В артистическом билиарде синьор Пелинга нашел себя в 1990 году. К концу 90-х он отметился престижными местами на множестве крупных турнирах по трик-шоту. А на чемпионате мира в октябре 2001 года в Виллингене (Германия) Стефано завоевал титулы «Чемпион мира по ударам «Массе», «Чемпион мира по винтовым и нестандартным ударам» и получил награду «Лучшая техника и спортивное мастерство».

Кроме 200 невероятных «шотов» из репертуара Пелинга зрителей восхищает звуковое оформление его номеров. Стефано придумал специальное часовое шоу, по ходу которого сопровождает проделки на сукне юмористическими стихами и анекдотами. 75 уникальных ударов со словесными прибаутками он записал на видео, назвав программу «Магия билиардных ударов». При этом сам виртуоз утверждает: «Артистический билиард не является волшебством. Все, что мы проделываем на зеленом сукне, это результат многолетнего изучения и тяжелой работы на тренировках».

Арсенал российских мастеров артистического билиарда пока беднее, чем у европейцев. Михаил Мосин, представлявший в 1999 году в Питере этот вид спорта, считает, что сильным российским игрокам-билиардистам не хватает мастерства и фантазии.

Трюковые удары в билиарде делятся на две категории. Эффект одних определяется расстановкой биллиардных шаров на столе — по тому же принципу зрителей впечатляют «картинки» из грамотно выстроенного и падающего домино. А есть трюки, в которых все зависит от мастерства удара. Россия отстала от Европы во многом потому, что наши игроки слишком увлекались «доминошным» принципом и позволяли билиардным шарам разбегаться «самим». Тогда как Россман, Пелинга и остальные шлифовали технику. Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Тот же Михаил Мосин (кстати, по профессии — фотограф) выиграл чемпионат Европы 2002 года по артистическому пулу в номинациях «Массе» и «Перескок». Интересно будет посмотреть, и на что способен многократный чемпион России по пулу и русскому бильярду Максим Сталев.

По материалам газеты «Аргументы и Факты»

Дата публикации 19 July 2005
Предыдущая: Азбука игровой психологии Следующая: Ассоциация бильярда ЦДП
Редактирование Для автора