Бильярд в половине десятого по московскому времени

 

Бильярд в половине десятого по московскому времени

Говорят, что игра в бильярд предполагает своеобразное сочетание математики и поэзии. Помните, как азартно и элегантно сражались за "зеленым сукном" герои Высоцкого и Куравлева в фильме "Место встречи изменить нельзя". Бильярд ныне занимает достойное место в череде престижных светских развлечений. Когда в советские времена он считался проявлением "буржуазного образа жизни", то и тогда руководство с азартом резалось в бильярд на отдыхе. Например, игроком был Сталин, не прощавший тех, кто намеренно ему проигрывал..

Историки бильярда находят прообраз этой игры в древнеегипетских рельефах, на которых изображены два фараона, оба держат каменные или кожаные мячи, в руках одного - палка, похожая на кий. Больше шансов называться родиной бильярда у Индокитая, откуда вполне детская игра в мячи, загоняемые с помощью палок в лунки, попала в Европу под названием "китайская игра" (XVI век). На лавры создателей современного бильярда претендуют англичане и французы. Мария Стюарт в письме архиепископу Глазго за день до казни просила подготовить соответствующее помещение для игры в бильярд. Французы утверждают, что им бильярд известен еще во времена короля Людовика XI (1461-1483), который приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Согласно другой версии, эта игра была изобретена французом Генрихом Делинье, который жил в период правления короля Карла IX (1560-1574), страстного поклонника бильярда. Сохранилось предание о том, что в знаменитую Варфоломеевскую ночь король прервал игру только ради того, чтобы прямо из окон дворца пострелять из арбалета по разбегающимся гугенотам.

В России развитие бильярда связано с именем Петра I. Привезенные им из Голландии, первый стол и шары он распорядился установить в своей приемной для того, чтобы посетители, ожидая своей очереди, не сидели без дела. Более всего новая игра полюбилась в офицерской среде. Наверное, благодаря естественной склонности военных к стандарту, европейский бильярд получил отечественную версию.

В 1827 году француз Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия, с помощью которой можно было совершать более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Это новшество произвело настоящую революцию в игре.

Еще одной революцией в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась и стала более зрелищной.

Мода на "французскую" игру привела и к переориентации российского бильярдного производства. Самыми известными фабрикантами того времени были А. Фрейберг (он был пионером производства бильярда в России) и М. Ерыкалов в Петербурге, В. Шульц, К. Шульц и братья Богомоловы в Москве, Я. Гоц в Ростове-на-Дону. Самые предприимчивые производители изготовляли как лузные столы, так и французские бильярды. Фабрика А. Фрейберга в середине XIX в. выпускала десять видов лузных столов и два вида французского карамбольного бильярда. Каждый пятый из 200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гона столов был карамбольным.

В 30-х годах XIX в. в России появилась "малая русская пирамида", которая сразу стала чрезвычайно популярной (она и в наши дни остается классикой бильярда).

Выдающимися игроками были М. В. Ломоносов, граф Г. Г. Орлов, генералы И.Н. Скобелев (дед знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков и другие. Известно, что частенько играли в бильярд и, увы, большей частью проигрывали А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, причем первый расплачивался будущими гонорарами от издания двух глав "Евгения Онегина", а второй - своей повести "Казаки". Азартным и более удачливым игроком был М.Ю. Лермонтов.

Вообще, в бильярд очень любили играть в гостиницах, кофейнях и трактирах. Хозяева этих заведений заботились в первую очередь об увеличении доходов. Игра сопровождалась выпивкой, и соревновательные, спортивные моменты порой мало кого беспокоили. Часто практиковались и различные махинации. Например, по предварительной договоренности, партнеры играли на так называемую "сплавку". Тот, на кого были сделаны основные ставки, умышленно уступал, а после игры мошенники делили выигрыш. Для "подыгрывания" использовались различные приемы - намеренные промахи, как будто бы случайный вылет своего шара за борт, сыгрывание его в лузу "на себя" и пр.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. одним из интереснейших русских бильярдистов был писатель, скрипач и... стоматолог Анатолий Иванович Ломан. Его перу, в частности, принадлежит пособие под названием "Теория бильярдной игры".

По воспоминаниям современников, Ломан владел феноменальной техникой игры (были т.н. "ломановские удары", которые мог выполнить только он), вместе с тем был человеком скромным и веселым, не искал крупных выигрышей и славы. Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Ломан, отмечал, что эта игра развивает характер человека. "Опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого", - писал Ломан.

Страстным игроком в "американку" (самая демократичная и острая дисциплина в бильярде) был Владимир Маяковский. По свидетельству современников, он играл чуть выше среднего уровня и, как правило, одерживал верх в состязании с "безрукими" литераторами. Исключение составлял не любимый им Михаил Булгаков. "Американка" - самая демократичная и острая дисциплина в бильярде - отражала дух "глашатая и главаря" революционного романтизма. Суть ее чрезвычайно проста: любой шар бьет любого. Поэтому "американка" скоротечна, не любит расслаблений и требует мастерской кладки.

В "русской пирамиде" игра ведется только одним шаром - битком, или "своим". Здесь заказывают номер шара, лузу и кладут только чужого или прицельного. В московской пирамиде также играют битком, но кладут и чужого и этого битка от чужого, от прицельного. Во втором случае биток возвращается на поле, а партнер снимает, как премиальный, тот шар, который ему удобен по позиции.

В последнее время в России стал популярен "американский пул", точнее, его разновидность - "девятка", в которую играют белыми и девятью цветными или нумерованными шарами. Американцы, со свойственным им размахом, не жалеют средств на популяризацию пула. К примеру, призовой фонд победителя чемпионата мира в Лас-Вегасе составляет 400 тыс. долларов.

Простые правила пула, скоротечность, партии, меньшие размеры стола и, главное, чересчур "гостеприимные" размеры лузы обеспечили этой разновидности бильярда признание во всем мире.

У пула в России также большое будущее. Сегодня только в Москве установлено около 4200 бильярдных столов. Ежемесячно в столице проходит больше миллиона игр, в них принимают участие Андрей Макаревич, Владимир Пресняков-младший, "Иванушки", "Стрелки" и другие, не менее достойные группы и люди. Так держать!

Стиль жизни

Михаил Умнов

Дата публикации 04 December 2002
Предыдущая: Бильярд в Америке, XIX век Следующая: Бильярд как развлечение, тотализатор и спорт
Редактирование Для автора