ISO 9000. Что это значит?

Ваш поставщик бильярдных столов имеет сертификат ISO 9000. Что это значит?

Итак, Вы покупаете бильярдный стол и видите, что он изготовлен компанией, имеющей сертификат ISO 9000. Что это значит для Вас, как для покупателя? Имеет ли это какой-нибудь реальный смысл и просто еще один рекламный трюк, чтобы склонить Вас к покупке? Для того, чтобы это понять, нужно сказать два слова о том, что же такое ISO 9000 и с чего все это началось.

Итак, если кратко, ISO 9000 - это стандарт системы качества. Точнее - один из существующих стандартов систем качества, получивший в настоящее время наибольшее распространение.

Стандарты на системы качества были не всегда. До того, как были приняты первые такие стандарты, почти все сделки стоимостью свыше некоторого объема (например, тысячи долларов) заключались только после того, как потребитель сам осматривал завод поставщика и убеждался в том, что поставщик действительно способен выпускать качественные изделия. Поставщику приходилось выдерживать массу проверок от различных потребителей, требования которых порой значительно отличались друг от друга, и часто противоречили друг другу. Проблемы были и у проверяющих: постоянные разъезды, трата времени, мучительные поиски компромиссов и т.д. Однако, все это было необходимой предварительной работой перед заключением контракта - потребитель должен был своими глазами убедиться, что поставляемый ему товар будет надлежащего качества.

Все это и послужило исходной предпосылкой того, что в целях упрощения процедуры предконтрактных взаимоотношений были разработаны специальные стандарты, в которых излагались минимальные требования к поставщику, предъявляемые подавляющим большинством потребителей. В последствии эти стандарты получили знакомое сегодня название - стандарты на системы качества.

С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было еще. Те же потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных систем качества, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок.

Если же говорить о датах, то первые стандарты на системы качества, носившие название BS-5750, были разработаны Британским институтом стандартов (British Standards Institution, BSI) и утверждены в 1979 году. Впоследствии именно эти стандарты были взяты Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) за основу первой версии стандартов ISO серии 9000, утвержденных в 1987 году. Вторая версия, претерпев незначительные изменения, была утверждена ISO в 1994 году и действует до сих пор.

Итак, что же такое "Система качества" и почему наличие ее у производителя имеет такое значение для потребителя? Все дело в том, что в соответствии с этой системой качества производитель организует свое производство таким образом, который обеспечивает:

  1. снижение доли брака в изделиях, отсутствие расходов на переделку, что ведет в свою очередь к снижению себестоимости продукции (в среднем - на 25%) и росту доверия со стороны покупателей;

  2. оптимизацию транспортных потоков внутри процесса производства и сокращение сроков хранения заготовок и готовой продукции на складах, что обеспечивает сокращение транспортных расходов и расходов на хранение и, соответственно, также ведет в свою очередь к снижению себестоимости продукции (в среднем - на 25%);

  3. использование маркетинга не как средства сбыта, а как способа узнать, какими качествами должна обладать продукция, чтобы быть конкурентоспособной.

Таким образом, потребитель получает от поставщика с сертификатом ISO 9000 более качественную продукцию, чем от его конкурентов (при аналогичных ценах), либо более недорогую (при аналогичном качестве). Кроме того, разумеется, продукция поставщика, использующего сертифицированную систему качества в своем производстве, имеет более высокие потребительские качества, поскольку при ее изготовлении в обязательном порядке учитывались мнения большого числа потребителей.

Понятно, что внедрение системы качества на предприятии поставщика не носит локального характера. Как раз, наоборот - получение сертификата ISO 9000 говорит о том, что вся структура предприятия и его управления в целом перестроены таким образом, чтобы на выходе обеспечить высокое качество готовой продукции.

Теперь, когда мы имеем достаточное понимание, что означает наличие сертификата ISO 9000 для производителя вообще, мы можем рассмотреть, какие преимущества получает покупатель, приобретающий бильярдный стол такого производителя:

  1. Общее качество изготовления стола - стол изготовлен по качественному проекту (система качества распространяется и на проектирование), на качественном оборудовании, высокопрофессиональными рабочими.

  2. Качество изготовления комплектующих - все комплектующие, закупаемые производителем стола у третьих фирм, также соответствуют стандартам системы качества.

  3. Качество применяемых материалов - все материалы, закупаемые производителем стола у третьих фирм, также соответствуют стандартам системы качества.

Таким образом, приобретая стол, изготовленный производителем, имеющим сертификат ISO 9000, покупатель имеет достаточно высокую степень гарантии того, что он покупает добротный и качественный стол, который прослужит ему долго.

Означает ли это что любой другой производитель, не имеющий такого сертификата, выпускает менее качественные столы? Наверное, нет. Отсутствие сертификата говорит лишь о том, что производитель или не имеет системы качества на своем производстве или его система качества недостаточно эффективна. Иначе, он бы пошел и тоже получил такой сертификат.

В остальном - дело индивидуального выбора покупателя. Кто-то предпочитает надежные и качественные товары, кто-то предпочитает рисковать. Надо лишь помнить, что бильярдный стол покупается не на один сезон и отдельные его конструктивные недоработки или проблемы, связанные с использованием низкокачественных материалов, могут проявиться через полгода или, например, через год. Особенно это хорошо заметно при замене сукна, которое на домашних бильярдах как раз меняется примерно через год-полтора.

Компания "Зевс"

©2002-2018 Компания «Зевс-М» русский бильярд

 
Rambler's
Top100 Rambler's
Top100